Взаимодействие МГТУ им. Н.Э. Баумана с департаментом управления образования г. Москвы, окружными управлениями образования, 2012 год
Отчет о проведении МГТУ им. Н.Э. Баумана в период с 29 октября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. в соответствии с Соглашением с Департаментом образования города Москвы по выполнению работ в рамках Субсидии «Реализация механизмов развития и эффективного использования потенциалов вузов интересах города Москвы» бесплатных циклов занятий для педагогических работников образовательных учреждений города Москвы по инновационным программам повышенного профильного уровня.
Приоритетное направление №6 «Организация и проведение для педагогических работников образовательных учреждений мероприятий, направленных на развитие профессионального мастерства, самообразования и карьерного роста:
- образовательные программы для педагогов;
- образовательные и программы для управленческих кадров образования;
- проведение мастер-классов, семинаров, «круглых столов»
- программы стажировок на базе кафедр и лабораторий вузов;
Выполнен комплекс работ по организации и проведению инновационных образовательных программ для педагогов в области профильного инженерно-технического обучения на базе Национального исследовательского университета техники и технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана с целью повышения качества образования и совершенствования образовательной среды, как основного условия развития творческих способностей педагогов и учащихся при реализации программно-целевых механизмов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы».
305 работников образования города Москвы: руководители общих образовательных учреждений, учреждений СПО, их заместители и преподаватели-предметники, педагоги, осуществляющие руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся, прошли обучение по 11 инновационным образовательным программам объемом по 36 часов. Из них по округам:
- ВАО - 25 % (74 ЧЕЛ.)
- ЦАО – 23 % (69 ЧЕЛ.)
- ЮАО – 20 % (62 ЧЕЛ.)
- ЮВАО – 14 % (43 ЧЕЛ.)
- СВАО – 11% (34 ЧЕЛ.)
- САО – 5% (16 ЧЕЛ.)
- СЗАО – 0.2 % (1 ЧЕЛ.)
- ЮЗАО – 0.6 % (2 ЧЕЛ.)
- ЗАО – 0.6 % (2 ЧЕЛ.)
- ГОР. ПОДЧ. – 0.6 % ( 2 ЧЕЛ.)
Следует отметить, что наиболее высокие результаты показали педагоги Восточного окружного управления образованием г. Москвы, где под научным руководством Ответственного исполнителя ТЗ № 7 Зеленцовой Н.Ф. работала городская экспериментальная площадка «Комплексный подход к системе профильного инженерно-технического образования».
Перечень инновационных программ повышенного профильного уровня для педагогических работников образовательных учреждений г. Москвы:
Модуль 1. «Школьная математика – фундамент высшей» (прошли обучение 82 чел.)
Блок 1.1. Формирование исследовательской компетенции учащихся при решении олимпиадных задач по математике.
Блок 1.2. Формирование исследовательской компетенции учащихся при решении уравнений и неравенств в целых числах и решении уравнений и неравенств с одной неизвестной алгебраическими методами.
Блок 1.3. Педагогические технологии преподавания математики в классах с углубленным изучением предмета по темам:
- планиметрия: геометрические неравенства, геометрические места точек и задачи на максимум,
- графическое изображение на плоскости уравнений и неравенств с двумя переменными и их приложения.
Модуль 2. «Физика древняя и юная» (прошли обучение 42 чел.)
Блок 2.1. Формирование исследовательской компетенции учащихся при решении олимпиадных задач по физике.
Блок 2.2. Методологические основы преподавания механики, электромагнетизма и оптики в классах с углубленным изучением предмета.
Блок 2.3. Методика организации и проведения лабораторно-демонстрационного практикума по физике с элементами научных исследований. Практическая стажировка на кафедре физики МГТУ им. Н.Э Баумана.
Модуль 3. «Инновационные педагогические технологии научного образования молодежи в учебно-исследовательской деятельности» (прошли обучение 80 чел.)
Блок 3.1. Формы и методы организации учебно-исследовательской работы молодежи по инженерно-техническим направлениям. Типовые ошибки педагогов и учащихся при выполнении исследовательских проектов.
Блок 3.2. Методологические основы проектной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Выбор и построение индивидуальных образовательных траекторий в работе с одаренными детьми.
Модуль 4. «Инновационный менеджмент в образовании. Управление проектной и исследовательской деятельностью» (прошли обучение 101 чел.)
Блок 4.1. Инновационный менеджмент в руководстве молодежными научными обществами, в организации и проведении научно-практических конференций и научно-технических выставок.
Блок 4.2. Методологические основы инновационного менеджмента в образовании. Деловое общение в сфере образования и науки. Научный стиль речи.
Блок 4.3. Формирование исследовательской и инновационно-творческой компетенций педагогов для работы с одаренными детьми.
Проведена научно-методическая конференция «Пути повышения качества профильного обучения при взаимодействии профильных образовательных учреждений и МГТУ им. Н.Э. Баумана» 07 и 08 ноября 2012 г., в которой приняли участие 251 педагог и руководитель образовательных учреждений города Москвы.
Силами профессорско-преподавательского состава МГТУ имени Н.Э, Баумана проведено 27 мастер-классов по актуальным направлениям профильного обучения. Всего в мастер-классах приняло участие 520 педагогических работников города Москвы.
Проводились индивидуальные консультации педагогических работников образовательных учреждений города Москвы по актуальным вопросам профильного обучения:
- инновационные технологии преподавания физики и математики на углубленном повышенном уровне;
- инновационные педагогические технологии научного образования молодежи, управление проектной и исследовательской деятельностью.
Педагоги и руководители общеобразовательных учреждений города Москвы проявили большой интерес к посещению лекций, мастер-классов, научно-методической конференции и других мероприятий, которые проводились в формате приоритетного направления №6.
В результате проведенного мониторинга 93% педагогических работников образовательных учреждений отметили, что получили развитие инновационно-творческой компетенции и по результатам выходного тестирования подтвердили готовность к инновационной деятельности по направлениям профильного инженерно-технического обучения.
Свыше 300 педагогов и руководителей успешно окончили циклы занятий педагогических школ-семинаров по инновационным направлениям профильного инженерно-технического обучения из 107 образовательных учреждений города Москвы.