8 499 263-68-12 - Отдел целевого набора,

8 499 263-61-39 - Оргкомитет олимпиад

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, ауд. 357

cdp-target@bmstu.ru

Интеллектуальные каникулы в «Артеке» с учеными Бауманки

В Международном детском центре «Артек» при поддержке Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана проходит лагерь – семинар «Шаг в будущее». Научно-образовательная программа состоит из четырех учебных модулей, в рамках которых артековцы под наставничеством преподавателей престижного университета осваивают IT-технологии, робототехнику, схемотехнику и радиотехнику. Участниками программы стали 50 школьников 7-10 классов, которые награждены путевкой в «Артек» за победу в олимпиаде «Шаг в будущее», а также ребята из разных лагерей «Артека», которых увлекает инженерно – техническое творчество.



Как рассказала Елена Буркова,  преподаватель физики ГБОУ лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, – цель лагеря-семинара «Шаг в будущее» – развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, распространение и популяризация научных знаний, целенаправленная профессиональная ориентация учащейся молодежи. На занятиях преподаватели выявляют и развивают склонности ребят в области инженерного образования, помогают формировать инженерное мышление. «Наша задача – дать ребятам основы проектной деятельности, научить их работать в команде, распределять роли и зоны контроля. В тоже время важно, чтобы в группах сохранялась творческая атмосфера сотрудничества. Важно, чтобы ребенок получил представление, что такое проект, как развивать его дальше, какие для этого есть требования и возможности», – рассказывает Е. Буркова.


Директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак отметил, что считает важным создать для артековцев возможности приобщения к инженерной сфере: «Артек» поступательно формирует условия для того, чтобы дети попробовали себя в разных сферах – от живописи до спорта. И в этой палитре возможностей техническое творчество – один из приоритетов. Важно, что площадка образовательного лагеря позволяет не только преподать соответствующую теорию, а создать возможности для эксперимента и практических проб. Это значит, что ребята могут создать своими руками реальный технический объект, увидеть, как «работает» в действии та или иная формула – так же, как Ньютон увидел теорию притяжения в падающем яблоке. Национальный исследовательский университет МГТУ им. Н.Э. Баумана – мировой флагман подготовки технических кадров, и мы планируем в рамках партнерской программы вместе создать в «Артеке» современную лабораторную базу, где артековцам будет интересно заниматься во время смены, а потом поступательно идти к профессии инженера и генерировать собственные разработки».    



 

В артековском проекте МГТУ им. Н.Э. Баумана  задействованы все детские лагеря. Углубленно курс, состоящий из 14 занятий, изучают 50 победителей и призеров олимпиады школьников «Шаг в будущее» из лагеря «Янтарный» и  обычные ребята из  «Лесного», «Полевого», «Озерного» (по одному отряду из лагеря). Кроме того, во всех детских ларях «Артека» преподаватели МГТУ им. Баумана  проводят  мастер-классы, где рассказывают, по каким специальностям ведет подготовку университет,  знакомят ребят с  программой, по которой обучаются их сверстники в «Артеке». При этом все желающие могут продемонстрировать свои технические знания  и попробовать работать с различными приборами.

 



Лагерь-семинар «Шаг в будущее» представляет собой четыре учебных модуля –  «Клуб юных радиолюбителей», «Компьютерное моделирование», «Измерения в природе и технике», «Arduino для начинающих на примере разработки модели робота-планетохода».



 
В основе курса «Измерения в природе и технике»  лежит работа с лабораторным комплексом «Верньер» – это автоматизированный измерительный комплекс, который позволяет с помощью использования целого ряда датчиков измерять большое количество величин и зависимостей этих величин одной от другой. Здесь ребята узнают, какие измерения можно проводить, что такое автоматизированный измерительный комплекс, как обрабатывать погрешности измерений. Дети пробуют работать с датчиками магнитного поля,  температуры, влажности, расстояния, тока, напряжения, освещенности…



«Ребята работают в группах и могут сами ставить себе задачи, – рассказывает руководитель этого модуля Елена Буркова.  – Преподаватель обозначает область исследования, а ребята уже самостоятельно определяют,  как полученный результат может зависеть от расположения датчиков, от глубины их погружения, от концентрации солей, от других различных факторов. Ценность инженерного мышления  как раз и заключается в том, что инженер себе сам в заданной области ставит вопросы и ищет на них ответы, анализирует полученные результаты».



«Сегодня мы измеряем электропроводность в разных жидкостях. На занятиях я узнал много методов. Например, метод Ван дер Пау применяют для измерения электропроводности образцов произвольной формы. Эти знания необходимы не только для общего развития, но и для моей будущей профессии, так как я буду поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана», –  делится призер олимпиады школьников «Шаг в будущее» Руслан Золоев, учащийся МОУ школы № 21 г. Подольска. 



В  «Клубе юных радиолюбителей» под руководством заведующего лабораторией, мастера производственного обучения Московского техникума космического приборостроения МГТУ им. Н.Э. Баумана Николая Абакарова артековцы занимаются сборкой и пайкой радиоэлектронных устройств на печатных платах. При правильной сборке заданное устройство начинает работать, имитируя бьющееся сердце или, например,  сверкающую новогоднюю елку. «Мы собираем светоприбор, который будет мигать различными огоньками. В нем много мелких деталей, поэтому человек без базовых понятий не сможет даже разобраться, для чего они нужны. Именно такая сложность меня и привлекает. Я готов заниматься этим делом гораздо больше – жаль, что время ограничено», – поделился радиолюбитель Алексей Евграшин, учащийся ГБОУ лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана.



Следующий модуль – «Arduino для начинающих на основе разработки модели робота планетохода». «Используя платы Ардуино, можно реализовывать довольно сложные проекты, направленные на разработку различных, в том числе дистанционно управляемых, автоматических или робототехнических систем, – рассказывает Виктор Леонов, доцент кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители» МГТУ им. Н.Э. Баумана. – Здесь ребята учатся работать с микроконтроллерами, различными электронными компонентами, например, резисторами и транзисторами, собирать из них электрические схемы, подключать датчики и приводы, программировать, чтобы все эти компоненты совместно выполняли поставленную задачу, в том числе взаимодействуя с компьютером».

«На занятиях мы разбираемся с обменом данных между платой, на которой будем записывать свои программы, и компьютером, – делится  Екатерина Захаржевская, ученица физико-математического лицея г. Долгопрудный Московской области – Это позволит управлять нашим роботом дистанционно. Мы разбираем текстовый интерфейс, занимаемся азбукой Морзе. Полученный  опыт позволит мне работать в этом направлении».



На занятиях по «Компьютерному моделированию» артековцы пишут программы, которые моделируют различные процессы, с помощью компьютера учатся исследовать поведение различных тел и систем. «Ребята получают понимание того, что многие процессы можно смоделировать, например экономику развития предприятия, экологическую систему, популяцию  животных... Они узнают, что с помощью компьютера можно провести эксперименты быстрые по времени, дешевые и безопасные. И в то же время они знакомятся с законами физики и учатся программировать», – говорит Юрий Калмыков, преподаватель информатики ГБОУ лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана.



«Сегодня мы моделировали ситуацию полета шариков, которые отталкиваются от стен и друг от друга. Мы рассчитывали их скорость, время  полета, количество ударов о стену в зависимости от различных параметров – массы шариков,  их начальной скорости, угла полета, – комментирует практическое занятие ученица ГБОУ лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана Анна Белова. – Я планирую поступать в технический вуз на программиста, и эти знания для меня очень важны для подготовки к экзаменам».



Итогом учебных модулей станут заключительные соревнования. В зависимости от модуля они будут проводиться в различных форматах. Например, модуль «Измерения в природе и техники» будет заканчиваться физбоем, т.е. одна команда выступит в роли докладчика, другая – его оппонента, третья – в роли рецензента. Также будущие программисты и инженеры устроят соревнования роботов планетоходов, которых они создадут. В рамках соревнования дистанционно управляемые модели будут преодолевать полосу препятствий, и проводить измерения различных параметров окружающей среды.

Сотрудничество «Артека» с МГТУ им. Н.Э. Баумана будет расшиться не только в этом направлении. «Наша программа «Шаг в будущее» касается  участия ребят в олимпиаде, которая дает им шанс стать студентами нашего и других технических вузов, – подчеркнула Елена Буркова. – В дальнейшем мы собираемся предоставить отдыхающим в «Артеке» школьникам возможность принять участие в отборочных этапах олимпиады школьников «Шаг в будущее» по общеобразовательным предметам: физике, математике, информатике. Затем, став лауреатами первого этапа, они смогут участвовать в заключительном конкурсе. Причем, не обязательно ехать в Москву – у нас  есть ряд региональных площадок».

Источник: Официальный сайт МДЦ «Артек»

28 июля 2016

© 2010–2024 ЦДП МГТУ им. Н. Э. Баумана
Все права защищены
8 499 263-68-12 - Отдел целевого набора,
8 499 263-61-39 - Оргкомитет олимпиад

105005, Москва,
2-я Бауманская ул., д. 5, ауд. 357

cdp@bmstu.ru

Разработано
в Научно-образовательном центре
«Электронный университет»